Как строили мост через Керченский пролив при Сталине — В КРЫМ!

Сталинский мост через Керченский пролив - как это было


Сталинский мост через Керченский пролив - как это было

Далеко не все знают, что история строительства моста через Керченский пролив началась совсем не в 21 веке.

В этой статье мы расскажем вам о том, как строили мост в Крым при Сталине и чем все это закончилось.

Актуальность транспортного перехода через Керченский пролив понимали всегда. Варианты строительства моста через пролив предлагались еще Николаю II, но тогда дальше разговоров дело не зашло.

Первая реальная попытка построить мост между Крымом и Кубанью была предпринята в 30-х годах прошлого века. К месту будущей стройки уже были завезены железные конструкции и казалось, что для старта масштабного проекта все готово. Однако, дальнейшим планам мостостроителей помешала война.

Следующую попытку соединить Крым с Таманью предприняли немцы прямо в разгар Великой Отечественной.

Весной 1943 года, по приказу Гитлера немцы начали возводить железнодорожный переход через Керченский пролив, для того, чтобы сократить путь для грузовых составов, вывозящих с Кубани и Кавказа зерно и нефть в Германию. И у немцев почти получилось. Весной-летом 1944 года они уже планировали закончить строительство моста.

Но планы немцев по транспортировке грузов через пролив были сорваны мощным наступлением советских войск. Отступая, немцы бросили на керченских берегах множество готовых к установке металлических конструкций будущего моста.

Учитывая, что немцами уже была выполнена значительная часть работ по возведению Керченского моста, Сталин распорядился достроить переход. Приказ вождя был выполнен в весьма короткие сроки.

Уже в феврале 1945 года по железнодорожному мосту советская делегация возвращалась с Ялтинской мирной конференции в Москву. Новый мост имел протяженность около 5 километров в длину и ширину более 20 метров. В его центральной части было сооружено специальное стометровое поворотное устройство, которое позволяло обеспечивать беспрепятственный проход крупных морских судов. За время работы моста по нему проследовало около 2 тысяч военных и грузовых эшелонов.

Казалось, что мост нерушим. Но, это была лишь иллюзия. Как выяснилось, конструкция моста была слишком слабой и не имела никакой защиты от льдов, которые каждую весну устремлялись из Азовского моря в Черное через Керченский пролив. В том же феврале 1945 года в Керченском проливе случился необычно сильный ледоход. Огромная масса льда, двигавшаяся из Азова, снесла часть опор моста и он попросту рухнул в море.

Борьба с льдами, угрожавшими мосту

Взвесив все за и против, было принято решение мост не восстанавливать. Во-первых, это было слишком затратно, во-вторых – бессмысленно, т.к. гарантировать дальнейшую безопасность моста после описанных выше событий было невозможно. Полуразрушенный мост начали демонтировать.

Но на этом история с мостом не закончилась. После окончания Великой Отечественной войны идея постройки транспортного перехода Крым-Кубань снова завитала в воздухе.

Автором послевоенного проекта Керченского моста стал советский инженер Борис Петрович Константинов. Послевоенные замыслы мостостроителей должны были учесть все предыдущие ошибки и просчеты. По новому плану, сталинский мост в Крым должен был иметь длину 4 километра и соединить косу Чушка (со стороны Тамани) с крымским берегом. Мост в Крым предполагался двухуровневым. Нужно отметить, что по тем временам это был слишком смелый проект.

Первоначально ознакомившись с проектом моста, Сталин одобрил его и вскоре работа закипела. Начав возведение перехода, строители установили с двух сторон пролива временные сооружения. В одной из точек предполагаемого маршрута была построена опора моста. Всего таких опор должно было быть десять.

Казалось бы, на этот раз мосту быть!

Однако, на этапе установки опор стройка неожиданно остановилась. Построенный бык-опора так до сих пор и торчит из воды, неподалеку от крымского берега, символизируя несбыточность надежд советских мостостроителей того времени.

Почему же мост так и не достроили? Ведь во времена Сталина не было нехватки ни в технике, ни в людских ресурсах, ни в мотивации.

Причины называются разные.

Во-первых, считается, что инженеры и строители тех лет, ввязавшись в масштабную стройку, просто не сумели объективно оценить всю сложность и масштабность проекта, который, как выяснилось, даже в наш технологичный век реализовать не так уж и просто. Уже после установки первой и как выяснилось, последней, опоры моста, выяснилось, что она проваливается в зыбкий грунт на дне пролива.

Во-вторых, масштабы предполагаемой стройки оказались настолько огромными, что Сталин, оценив финансовые возможности разоренной войной страны, вынужден был отказаться от амбициозного проекта, хотя для диктатора это было несвойственно.

Ну и наконец, согласно легенде, Сталин, ознакомившись с итоговым финансово-экономическим обоснованием нового моста, который называли «царь-мост», ответил, что всех царей свергли в 1917 году, после чего на очередной «стройке века» был поставлен жирный крест.

21:30
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Читать еще:

Пещера Змеиная в Крыму

Спелеологам Змеиная пещера стала известна достаточно давно. Впервые ее описал в 1924 году археолог С.И. Забнин. Но наиболее активным периодом исследования пещеры стали 1960-1980 годы

Красная пещера в Крыму (Кызыл-Коба)

Кажется, что в мире уже нет места новым открытиям. Человек покорил самые высокие вершины, переплыл океаны и достиг обоих полюсов. Любую точку на карте можно увидеть из космоса и найти по GPS. Но есть тайники, которые не отыскать с помощью одной только техники. Имя им пещеры. А приоткрыть занавес неизведанного возможно только благодаря опытным спелеологам. В Крыму одна из таких загадок — Кызыл-Коба — Красная пещера

Мыс Плака в Крыму

Мыс Плака в Крыму – место, безусловно, среди туристов популярное. Однако, его популярность как-то блекнет на фоне крымских достопримечательностей-мастондонтов. Ведь, среднестатистический турист из стран постсоветского пространства о примечательных местах Крыма владеет примерно следующим набором знаний: Севастополь - Ласточка – Ай-Петри – Массандра – Ливадия – Аю-Даг – Артек. Короче, как-то так…

Про мыс Плака, как выяснилось, почти никто ничего не знает и даже не представляет себе, где он находится.

Что посмотреть в Севастополе?

Сегодня Севастополь привлекает всё больше и больше туристов. Город по праву считается одним из самых привлекательных курортов Крыма. Туристы едут сюда, чтобы отдохнуть на пляжах и смотреть на многочисленные достопримечательности

Дворец Харакс - частичка Шотландии в Крыму

Всего 10 километров разделяют солнечную Ялту и поселок Гаспра, в котором находится необычный дворец Харакс. Окруженный одним из самых живописных парков Крымского полуострова, он недоступен для экскурсионного посещения. Но увидеть его фасады и прогуляться по прилежащим территориям стремятся многие гости Крыма

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie