Подводные лодки Черноморского флота

Подводные лодки Черноморского флота

Черное море, несмотря на его небольшие размеры, с успехом использовалось и продолжает использоваться государствами черноморского региона, как акватория для подводных лодок. Среди всех стран, имеющих выход к Черному морю, самым большим и боеспособным подводным флотом обладает Россия.

История отечественного подводного черноморского флота насчитывает уже несколько десятилетий и началась она еще в далекие дореволюционные времена.

Первые попытки создать подводный флот постоянного базирования Российская империя предприняла еще до 1917 года. Так, в 1908 году в Севастополе появились малые подлодки «Карась», «Камбала» и «Карп», построенные в Германии. По современным меркам это были весьма примитивные посудины, однако, в те времена подводное судостроение находилось еще в самом начале своего пути.

Подлодки собственного производства для Черноморского флота Россия начала строить в 1911 году на судоверфи в Николаеве. К 1915 году в состав Черноморского флота уже вошли три отечественные субмарины - «Нерпа», «Морж» и «Тюлень». Это также были довольно простые подлодки малого класса.

Более серьезные подводные лодки для Черного моря начали строить в 1917 году на верфях в том же Николаеве. И уже вскоре в списки Черноморского флота России вошли три подлодки с незамысловатыми обозначениями АГ-21, АГ-22 и АГ-23. Работами по сборке и комплектованию этих субмарин руководили иностранцы. В нашей стране на тот момент специалистов с достаточным опытом строительства подводных лодок еще не имелось.

Первой на воду была спущена подводная лодка АГ-21. Случилось это знаменательное событие в 1918 году. Однако, век первой русской субмарины на Черном море оказался недолгим. 26 апреля 1919 года АГ-21 была затоплена английскими военными, которые бежали из Крыма. Случилось это недалеко от Херсонесского маяка. Любопытно, что спустя 10 лет подлодку подняли и в 1930 году АГ-21 снова была в строю. Несмотря на десятилетие, проведенное под водой, субмарина неплохо сохранилась. Однако, судьба явно неблаговолила к этой подлодке. В июне 1931 года, во время военных учений она по трагической случайности попала под эсминец «Фрунзе» и стремительно затонула, унеся с собой жизни 20 человек.

 

Подлодка АГ-22 была спущена на воду в Николаеве летом 1919 года. В этом же году она была перебазирована в Севастополь. Однако, в героическом городе русских моряков она пробыла совсем недолго, т.к. в ноябре 1919 года Врангель, спешно покидавший Крым, увел субмарину в тунисский порт Бизерта.

В 20-х и 30-х годах прошлого столетия в строй было введено еще несколько подлодок серии АГ. Все они впоследствии принимали активное участие в морских сражениях Великой Отечественной войны.

В СССР 1930-е годы стали периодом бурного индустриального роста. Одним из ключевых секторов, развитию которых уделялось наибольшее внимание, стал оборонно-промышленный комплекс. Не остался без внимания и черноморский подводный флот - к началу Великой Отечественной войны в Крыму базировалось уже 44 боевых субмарины, среди которых выделялись малые подлодки типа «М» и средние подлодки класса «Щ» и «С».

А дальше была война…

В годы Великой Отечественной войны Черное море стало театром активных боевых действий, причем, как на поверхности моря, так и под ней. Помимо советских и немецких подводных лодок, в глубинах Черного моря активно действовали румынские и итальянские субмарины.

В начальном периоде Великой Отечественной войны советские подлодки действовали, в основном, в западной и северо-западной частях Черного моря. Однако, успехи их оказались весьма скромными.

Так, за первые 6 месяцев войны нашими подлодками в Черном море было потоплено всего шесть транспортов противника, при этом, потери советского подводного флота за тот же период составили 7 субмарин.

В числе уничтоженных нашими подводниками вражеских судов, можно выделить итальянский танкер «Superga» и румынский пароход «Peles»(были потоплены подлодкой Щ-211), а также итальянский танкер «Torcello» (его потопила Щ-214). В свою, очередь, советский флот лишился трех малых подлодок тима «М» и четырех средних подлодок класса «Щ» и «С». Большая часть всех наших субмарин на начальном этапе войны погибла у берегов Болгарии.

После оккупации Севастополя, оставшиеся советские субмарины были вынуждены уйти в Новороссийск, Туапсе, Поти и Батуми, где не имелось почти никаких условий для их базирования, не говоря уже о ремонте. Тем не менее, приходилось довольствоваться тем, что есть.

К лету 1942 года Черноморская флотилия советских субмарин, с учетом всех потерь, насчитывала более 20 единиц. В последующие 2 военных года, вплоть, до освобождения всего Причерноморья от захватчиков, советские субмарины действовали в черноморских глубинах с переменным успехом, но в целом, показали себя весьма достойно.

В общей сложности, за годы Великой Отечественной войны подводные лодки Черноморского флота уничтожили 63 вражеских транспортных судна. Наиболее отличились на черноморском военном морском театре советские подлодки М-35, М-62, С-33, Щ-205, Щ-215. Им было присвоено звание гвардейских. Также весьма хорошо зарекомендовали себя на Черном море подводные лодки, относящиеся к классу сверхмалых.

Сразу несколько подводников-черноморцев были удостоены Звезды Героя Советского Союза.

После войны, впрочем, как и до нее, главной базой подводного флота Советского Союза, а затем России, был и остается город-герой Севастополь.

По окончанию войны черноморский подводный флот продолжил свое развитие. Так, с 1950 по 1960 годы были введены в эксплуатацию 9 субмарин проекта «М» и несколько подлодок проекта «644» с крылатыми ракетами.

Основная часть подводных лодок, базировавшихся на Черном море в послевоенное время, была представлена классом малых субмарин. Их отличали небольшие размеры, сравнительно слабое вооружение и не очень большая дальность плавания.

К моменту распада СССР в составе Черноморского флота находилось более 30 подводных лодок. Однако, после того, как советская империя прекратила свое существование, численность подводных лодок резко сократилась. В 90-х и 2000-х годах фактически единственной действующей субмариной ЧФ РФ была знаменитая Б-871 «Алроса» — дизель-электрическая подводная лодка.

Эта необычная субмарина базировалась в Южной бухте Севастополя и ее могли видеть все туристы, приезжавшие в город-герой. Уникальность «Алросы» состоит в том, что в движение она приводится не винтом, а специальной водометной насадкой.

Сегодня у России на Черном море имеется целое подразделение воинов-подводников. 4-я отдельная бригада подводных лодок Черноморского флота ВМФ ВС России была сформирована 1 декабря 2014 года.

 

В настоящее время на Черноморском флоте успешно ведется строительство новых субмарин проекта «Варшавянка». Эти подлодки оснащены современным комплексом вооружения, в том числе, уже наделавшим немало шума ударным ракетным комплексом «Калибр». Одним из главных преимуществ субмарин этого проекта является малошумность. На сегодняшний день в составе Черноморского флота России имеется пять подводных лодок проекта «Варшавянка».

Все подводные лодки Черноморского флота являются дизельными или дизель-электрическими.

Многих интересует вопрос - есть ли атомные подводные лодки в Черном море? Отвечаем – подводных атомоходов в Черном море нет ни у одного государства, включая Россию. Во–первых, это запрещено международными соглашениями. Во-вторых, Черное море является внутренним бассейном, не имеющим прямого выхода в мировой океан, а посему, целесообразность присутствия огромных атомных субмарин в таких условиях весьма и весьма сомнительна.




0
15:09
7587
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Защита от спама
Загрузка...
Новые комментарии
МихаилВидно ли Турцию из Крыма? 1 месяц назад
Средняя высота Понтийских гор (север Турции) около 2500 метров. Именно они и видны. В частности с горной дороги в районе Фороса. Все естественно в дым...
mashisha
А как же про Шапито шоу забыли? Там и Симеиз, и скала Дива
Я видел и четвертый фильм снятый в Симеизе и на пляже возле скалы Дива, это советский фильм про разведчиков" один шанс на тысячу", там и в п...
На каком транспорте добраться от Алушты до Ялты, умники? Статья называется «как добраться» — так как добраться-то?
Krym-sea
Здесь есть одно www.simfion.ru/gla0103.htm
Опрос
На чем вы приезжаете отдыхать в Крым?
Наш сайт использует файлы cookie, чтобы облегчить вам иcпользование нашего портала. Продолжая просматривать сайт, вы даете согласие на использование нами файлов cookie. Более детально узнать о том, что такое cookie, вы можете, проследовав по ссылке ниже.