Подводные лодки Черноморского флота

Подводные лодки Черноморского флота

Черное море, несмотря на его небольшие размеры, с успехом использовалось и продолжает использоваться государствами черноморского региона, как акватория для подводных лодок. Среди всех стран, имеющих выход к Черному морю, самым большим и боеспособным подводным флотом обладает Россия.

История отечественного подводного черноморского флота насчитывает уже несколько десятилетий и началась она еще в далекие дореволюционные времена.

Первые попытки создать подводный флот постоянного базирования Российская империя предприняла еще до 1917 года. Так, в 1908 году в Севастополе появились малые подлодки «Карась», «Камбала» и «Карп», построенные в Германии. По современным меркам это были весьма примитивные посудины, однако, в те времена подводное судостроение находилось еще в самом начале своего пути.

Подлодки собственного производства для Черноморского флота Россия начала строить в 1911 году на судоверфи в Николаеве. К 1915 году в состав Черноморского флота уже вошли три отечественные субмарины - «Нерпа», «Морж» и «Тюлень». Это также были довольно простые подлодки малого класса.

Более серьезные подводные лодки для Черного моря начали строить в 1917 году на верфях в том же Николаеве. И уже вскоре в списки Черноморского флота России вошли три подлодки с незамысловатыми обозначениями АГ-21, АГ-22 и АГ-23. Работами по сборке и комплектованию этих субмарин руководили иностранцы. В нашей стране на тот момент специалистов с достаточным опытом строительства подводных лодок еще не имелось.

Первой на воду была спущена подводная лодка АГ-21. Случилось это знаменательное событие в 1918 году. Однако, век первой русской субмарины на Черном море оказался недолгим. 26 апреля 1919 года АГ-21 была затоплена английскими военными, которые бежали из Крыма. Случилось это недалеко от Херсонесского маяка. Любопытно, что спустя 10 лет подлодку подняли и в 1930 году АГ-21 снова была в строю. Несмотря на десятилетие, проведенное под водой, субмарина неплохо сохранилась. Однако, судьба явно неблаговолила к этой подлодке. В июне 1931 года, во время военных учений она по трагической случайности попала под эсминец «Фрунзе» и стремительно затонула, унеся с собой жизни 20 человек.

 

Подлодка АГ-22 была спущена на воду в Николаеве летом 1919 года. В этом же году она была перебазирована в Севастополь. Однако, в героическом городе русских моряков она пробыла совсем недолго, т.к. в ноябре 1919 года Врангель, спешно покидавший Крым, увел субмарину в тунисский порт Бизерта.

В 20-х и 30-х годах прошлого столетия в строй было введено еще несколько подлодок серии АГ. Все они впоследствии принимали активное участие в морских сражениях Великой Отечественной войны.

В СССР 1930-е годы стали периодом бурного индустриального роста. Одним из ключевых секторов, развитию которых уделялось наибольшее внимание, стал оборонно-промышленный комплекс. Не остался без внимания и черноморский подводный флот - к началу Великой Отечественной войны в Крыму базировалось уже 44 боевых субмарины, среди которых выделялись малые подлодки типа «М» и средние подлодки класса «Щ» и «С».

А дальше была война…

В годы Великой Отечественной войны Черное море стало театром активных боевых действий, причем, как на поверхности моря, так и под ней. Помимо советских и немецких подводных лодок, в глубинах Черного моря активно действовали румынские и итальянские субмарины.

В начальном периоде Великой Отечественной войны советские подлодки действовали, в основном, в западной и северо-западной частях Черного моря. Однако, успехи их оказались весьма скромными.

Так, за первые 6 месяцев войны нашими подлодками в Черном море было потоплено всего шесть транспортов противника, при этом, потери советского подводного флота за тот же период составили 7 субмарин.

В числе уничтоженных нашими подводниками вражеских судов, можно выделить итальянский танкер «Superga» и румынский пароход «Peles»(были потоплены подлодкой Щ-211), а также итальянский танкер «Torcello» (его потопила Щ-214). В свою, очередь, советский флот лишился трех малых подлодок тима «М» и четырех средних подлодок класса «Щ» и «С». Большая часть всех наших субмарин на начальном этапе войны погибла у берегов Болгарии.

После оккупации Севастополя, оставшиеся советские субмарины были вынуждены уйти в Новороссийск, Туапсе, Поти и Батуми, где не имелось почти никаких условий для их базирования, не говоря уже о ремонте. Тем не менее, приходилось довольствоваться тем, что есть.

К лету 1942 года Черноморская флотилия советских субмарин, с учетом всех потерь, насчитывала более 20 единиц. В последующие 2 военных года, вплоть, до освобождения всего Причерноморья от захватчиков, советские субмарины действовали в черноморских глубинах с переменным успехом, но в целом, показали себя весьма достойно.

В общей сложности, за годы Великой Отечественной войны подводные лодки Черноморского флота уничтожили 63 вражеских транспортных судна. Наиболее отличились на черноморском военном морском театре советские подлодки М-35, М-62, С-33, Щ-205, Щ-215. Им было присвоено звание гвардейских. Также весьма хорошо зарекомендовали себя на Черном море подводные лодки, относящиеся к классу сверхмалых.

Сразу несколько подводников-черноморцев были удостоены Звезды Героя Советского Союза.

После войны, впрочем, как и до нее, главной базой подводного флота Советского Союза, а затем России, был и остается город-герой Севастополь.

По окончанию войны черноморский подводный флот продолжил свое развитие. Так, с 1950 по 1960 годы были введены в эксплуатацию 9 субмарин проекта «М» и несколько подлодок проекта «644» с крылатыми ракетами.

Основная часть подводных лодок, базировавшихся на Черном море в послевоенное время, была представлена классом малых субмарин. Их отличали небольшие размеры, сравнительно слабое вооружение и не очень большая дальность плавания.

К моменту распада СССР в составе Черноморского флота находилось более 30 подводных лодок. Однако, после того, как советская империя прекратила свое существование, численность подводных лодок резко сократилась. В 90-х и 2000-х годах фактически единственной действующей субмариной ЧФ РФ была знаменитая Б-871 «Алроса» — дизель-электрическая подводная лодка.

Эта необычная субмарина базировалась в Южной бухте Севастополя и ее могли видеть все туристы, приезжавшие в город-герой. Уникальность «Алросы» состоит в том, что в движение она приводится не винтом, а специальной водометной насадкой.

Сегодня у России на Черном море имеется целое подразделение воинов-подводников. 4-я отдельная бригада подводных лодок Черноморского флота ВМФ ВС России была сформирована 1 декабря 2014 года.

 

В настоящее время на Черноморском флоте успешно ведется строительство новых субмарин проекта «Варшавянка». Эти подлодки оснащены современным комплексом вооружения, в том числе, уже наделавшим немало шума ударным ракетным комплексом «Калибр». Одним из главных преимуществ субмарин этого проекта является малошумность. На сегодняшний день в составе Черноморского флота России имеется пять подводных лодок проекта «Варшавянка».

Все подводные лодки Черноморского флота являются дизельными или дизель-электрическими.

Многих интересует вопрос - есть ли атомные подводные лодки в Черном море? Отвечаем – подводных атомоходов в Черном море нет ни у одного государства, включая Россию. Во–первых, это запрещено международными соглашениями. Во-вторых, Черное море является внутренним бассейном, не имеющим прямого выхода в мировой океан, а посему, целесообразность присутствия огромных атомных субмарин в таких условиях весьма и весьма сомнительна.




0
15:09
2271
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Защита от спама
Загрузка...
Яндекс.Погода
Опрос
Какое из этих мест Крыма вас впечатлило больше всего?
Наш сайт использует файлы cookie, чтобы облегчить вам иcпользование нашего портала. Продолжая просматривать сайт, вы даете согласие на использование нами файлов cookie. Более детально узнать о том, что такое cookie, вы можете, проследовав по ссылке ниже.